SLAVRUNA.NAROD.RU
Из статьи:
Турчанинов Г. Ф. О языке надписей на камнях Маяцкого городища и флягах Новочеркасского
музея. //СА, 64/1.
Маяцкое городище на Дону при устье р. Тихая Сосна относиться, как признают большинство археологов, к салматовской (аланской) культуре VIII-X вв. Фляги Новочеркасского музея найдены на Нижн. Дону и датируются VIII-X вв., хотя и не являются непременными в археологическом комплексе памятников салтовской к-ры. Если язык надписей маяцких камней и новочеркасских фляг окажется общим, естественно будет говорить и об общности к-ры народов, создавших эти надписи.
Новое письмо выходило за рамки VIII-X вв. и вообще за рамки исторического появления в степях Вост. Европы народов тюркского языкового корня. В Днестро-Бужском углу оно выходило за пределы христианской эры. В Танаисе оказалось на местных (несинопских) амфорах III в. в виде надписей красной краской (Т. Н. Книпович. Танаис. М., 1949, с. 29,30,73,74, рис.29).
Пользовались этим письмом и в Верхнем Салтове. Еще в 1948 г. экспедиция С. А. Семенова-Зусера в одном из катакомбных могильников Салтова открыла бараньи сочленения - острогалы… На некоторых из них, насколько можно судить по прорисям, вырезаны слова и буквы того же дуктуса, что и на камнях Маяцкого городища (И. И. Толстой. Греческие граффити древних городов Северного Причерноморья. М., 1953 г., с.135-136).
Сравнивая к-ру могильников в Чми, В. Рухте, Кумбульте и Камунте в Сев. Осетии с культурой В. Салтова, Готье писал: "Сходство бъет в глаза и не оставляет никакого сомнения, что одновременно в VI-IX вв. на Сев. Кавказе и по течению Донца существовала та же самая к-ра; что люди, обитавшие в Салтово (а мы добавим - и ви Маяцком на Дону - Г. Т.), жили, одевались, веровали и хоронились совершенно так же, как очень далеко обитавшие от них жители современной Осетии". Этническая ассимиляция степных алан, о которой с такой уверенностью и легкостью говорит М. И. Артамонов, в действительности была процессом долгим. Примером может служить, с одной стороны, тот убедительный материал, который опубликовал венгер. тюрколог Ю. Немет (Ю. Немет. Список слов на языке ясов, венгерских алан. Орджоникидзе, 1960). Пришедшие в Венгрию вместе с половцами (куманами) в 1239 г. аланы-ясы сохраняли здесь свой язык в венгерском и половецком окружении еще в XV в.
Фляги данног типа представлены во многих музеях. В Новочеркасском музее, кроме этих двух, есть еще несколько фляг без надписей. Археологические находки и особенн выявление местного очага производства этих фляг, наряду с другими сосудами, в вост. части Крыма самым решительным образом подчеркнули принадлежность фляг типа Новочеркасских к салтово-маяцкой к-ре VIII-X вв., как к-ре аланской и северопричерноморской.
Здесь важно отметить одну деталь. На той фляге с надписью из Новочеркасского музея, которая была найдена под станицей Кривянское, роспись в виде красноватых дугообразных полос находит себе ближайшую аналогию среди фляг с такой же росписью из могильника близ с. Ладза в Осетии, причем среди боя бракованных фляг в завале при гончарных печах в вост. Крыму А. Л. Якобсон в 1952-1954 гг. обнаружил несколько фляг с такой же росписью.
Этим самым лишний раз подчеркивается взаимосвязь Подонья, Восточного Крыма и Сев. Кавказа средневекового периода.